15:04 Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в образовательном процессе ДОУ. Игры Воскобовича" | |
Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста. Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важным этапом модернизации всей образовательной системы, обеспечивающим преемственность детского сада и школы. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным. Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста. При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности. Социокультурная ситуация в обществе и процессы реорганизации образовательной системы подталкивает педагогов к осознанию невозможности работы по-старому, используя стереотипные приемы и единой формы организации детской деятельности. Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня. Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша. Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих игр - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. История возникновения методики Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик. Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы». «Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», - говорит Вячеслав Воскобович. Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича: -Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. -Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. -Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). -Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала. -Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений. -Развитие мелкой моторики и всех психических процессов. Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми – «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича». Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича -Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности. -Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества. -Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал. -Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях. Особенности развивающих игр Воскобовича^ -Игры разработаны, исходя из интересов детей. -Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. -Широкий возрастной диапазон. -В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше. -Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. -Многофункциональность и универсальность. -Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.). -Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал. Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям с ребенком по играм Воскобовича: Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой. Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет. Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения. Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам. Самые популярные игры Воскобовича: Геоконт
«Геоконт» - её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки» - представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»). Таким образом, малыш не просто создает изображения на «Геоконте», а делает паутинку паука Юка, лучи и отрезки, которые называются «оранжевым криком Красного зверя», «зеленым свистом Желтой птицы» или «синим шепотом Голубой рыбы». В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество. «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат»
бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей) Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер». Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту. «Чудо-крестики»
представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей. «Кораблик «Брызг-брызг»
представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках - паруса. «Математические корзинки»
- это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов. «Коврограф Ларчик»
- это уникальное пособие для обучения на наглядной основе. Коврограф представляет собой полотно из ковролина, которое крепится к стене. На нем легко расположить остальные элементы Ларчика: зажимы, кружки, веревочки и кармашки и т.д. Ларчик Воскобовича является улучшенным подобием школьной доски. Все элементы легко и надежно крепятся к Коврографу, позволяя сделать занятие с детьми разнообразнее, нагляднее и динамичнее. В комплект Ларчика входят: Коврограф Основа пособия – игровое поле из ковролина. Его размер 1 м на 1 м. Ковролин прострочен белыми нитками так, что получившаяся сетка напоминает тетрадный лист в клеточку. С помощью пересечения двух красных линий на Коврографе выделен центр поля. Таким образом, пособие походит на систему координат. Ведь методика Воскобовича рассчитана на формирование логического мышления и наглядное объяснение сложных для детей вещей. Коврогаф помогает познакомить малышей с пространственными и количественными отношениями, учит строить геометрические контуры.
Методика Воскобовича — мамы и папы знают о ней немного, из опрошенных родителей о методике слышали лишь единицы, да и то — благодаря детскому саду. Между тем, методика Воскобовича в самом начале ее появления, в 90-х годах стала очень популярной в детских садах, более 90% дошкольных учреждений Санкт-Петербурга, родного города создателя методики, обязательно имели в своем арсенале игрушки Воскобовича. Таким образом, прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребёнка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребёнка к обучению. | |
|