09:39 Круглый стол "Развитие социального интеллекта дошкольника" | |
Проблема развития социального интеллекта ребёнка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с теми изменениями, которые происходят в обществе и образовании. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей ДОУ предлагают воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект-способность правильно понимать поведение людей. Это способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» . Понятие «социальный интеллект» в отечественную психологию было введено Ю. Н. Емельниковым, который под социальным интеллектом понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Что же касается понятия «эмоциональный интеллект», то сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывали такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д. Векслер и др. Таким образом, исходя из изложенных выше определений, можно отметить общее в трактовке данных понятий. И так, под эмоциональным (социальным) интеллектом мы понимаем способность осознать чувства и эмоциональные состояние людей, и себя самого, а так же умение ими управлять, понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей. Основными функциями социального интеллекта дошкольников являются: обеспечения адекватности, адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы и планов успешно взаимодействия, планирования межличностных событий и прогнозирования их развития мотивационная функция, расширение социальной компетентности, саморазвитие, самопознание, самообучение. Большое значение имеет организация целенаправленной работы по формированию психологической компетентности родителей. Одна из основных целей: осознание родителями необходимости становления социального интеллекта детей уже в старшем дошкольном возрасте. Рекомендации для родителей по стимулированию развития социального (эмоционального) интеллекта дошкольников: • Не ждите удобного момента, чтобы пообщаться. Начинайте общаться со своим ребенком с самого рождения. • Помните, вы являетесь объектом подражания для вашего ребенка. Старайтесь быть честным, прямым, открытым и вежливым человеком в общении с другими людьми. • Делитесь с детьми своими чувствами, каждый раз, когда необходима объяснить свои действия, слова, настроение. Дети чувствуют, когда мы взволнованы или обеспокоены, и ценят, если им объясняют причину. • Обеспечьте ребенку практику. Предоставьте детям такую возможность, позволяя им с самого рождения общаться с другими людьми, это могут быть не только сверстники, но дети и взрослые любого возраста. • Создавайте положительный эмоциональный фон в вашей семье. Это улучшает самочувствие ребенка. Ребенок не может думать о других, если он сам плохо чувствует себя. • Помогайте своему ребенку распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые вы можете найти в разных журналах и газетах. • Читайте своему ребенку рассказы и стихи, насыщены эмоциями. Таким образом, развитие социального интеллекта дошкольников - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка. Важным условием становления социального (эмоционального) интеллекта дошкольников является первичная структура социализации - семья. Социальный (эмоциональный) интеллект обеспечивает понимание дошкольниками поступков и действий людей. Социальный (эмоциональный) интеллект является поступков и действий людей. Социальный интеллект является формой социальной адаптации личности, что соответствует приоритетным задачам воспитания в ДОУ. | |
|