09:19 Консультация "Приучаем дошкольников к искусству" | |
Возможно ли знакомить детей с искусством? Какие психологические особенности ребенка-дошкольника используют взрослые, включая изобразительное искусство в педагогический процесс как средство воспитания? Ответы на эти вопросы мы находим в научных работах педагогов и психологов прошлого и современности, отмечающих высокую эмоциональность и отзывчивость ребенка, мыслительную активность в познании окружающего мира, образность мышления.
Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности? Прежде всего радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.
Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.
Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогает ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.
Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений.
Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорит о творческом труде дошкольника.
Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной), где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные умения.
Показателем влияния изобразительного искусства на развитие ребенка являются сами дети.
Как сформировать у ребенка интерес к изобразительному искусству. 1.Выяснить, проявляет ли ребенок самостоятельно интерес к репродукциям художника. Для этого предложить самому посмотреть набор или альбом репродукций и понаблюдать, как длительно по времени он будет их рассматривать, насколько сосредоточенно и заинтересованно, попробовать сделать выводы, с чем связана длительность рассматривания репродукций, что заинтересовало ребенка.
2.Установить особенности понимания содержания картины и средств выразительности. С этой целью побеседовать с ребенком о пейзаже, натюрморте,
3.Определить мотивы выбора понравившейся репродукции и особенности Показать ребенку три — пять репродукций картин разного жанра (пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, героическая, портрет) и настроения, предложить ему выбрать понравившуюся и объяснить, почему она понравилась, или выбрать картину в подарок родителям и объяснить, почему он думает, что она им понравится; сделать вывод, каковы мотивы выбора в первом и во втором случае, в чем особенности эмоционально-личностного отношения ребенка к картина СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Как смотреть произведение изобразительного искусстваУважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей — сыновей и дочерей, внуков и внучек — к прекрасному. Учите их понимать гармонию цвета, линий, светотени. Помните! К восприятию искусства ребенка надо готовить: с помощью вопроса («Хотел бы ты узнать, как об этом рассказал художник?»); своим рассказом о понравившейся репродукции; предложением отобрать для подарка красивую репродукцию.
Учить ребенка внимательно всматриваться в произведениеСообщить название произведения и фамилию художника. Рассмотреть все, что изображено на картине. Определить, какое настроение выражено в произведении, как его передал художник. Обобщить, о чем картина. Предложить детям посоревноваться, кто лучше, интереснее расскажет о своем отношении к этому произведению.
Учить ребенка задавать вопросы о картинеЧто бы ты еще хотел узнать об этом произведении? Кто (папа, мама, ребенок) придумает самый интересный вопрос о картине? Если бы ты показал это произведение товарищу, о чем бы ты его спросил?
Учить ребенка говорить о произведениях искусства эмоционально, подбирая образные сравнения, эпитеты, метафоры, меняя интонацию голоса Обязательно рассказать детям, почему понравилась именно эта картина, что вспомнилось, о чем мечталось, когда смотрел на нее. Создавать у ребенка желание продолжать ознакомление с живописью: «В следующий раз мы посмотрим, как об этом рассказал другой художник»; «В других альбомах, у других художников можно найти изображение труда колхозников, людей, выращивающих хлеб» ; «Пригласи в следующий раз своего друга посмотреть с нами репродукции художников». Дорогие родители! Успехов вам в приобщении вашего ребенка к миру красоты и добра! | |
|