17:05
Консультация "Поиграй со мною, мама!"

«Поиграй со мною, мама!» - как часто можно слышать этот призыв ребенка! Многих роди­телей он наводит на размышления о несамостоятельности ребенка, который не может себя занять. «Ну что за ребенок! - жалуются они. - Даже поиграть один не может!» Ошибочность подобных родитель­ских сентенций свидетельствует о непонимании природы детской игры.

Известно, что игровая деятельность (впрочем, как и любая дру­гая) не возникает сама по себе, не изобретается ребенком: она задает­ся взрослыми, которые учат его играть, передают ему общественно сложившиеся способы игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства изображения образа; выпол­нять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Усваивая технику различных игр в общении со взрослыми, ре­бенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект. Игра - исторически сложившаяся часть человеческой культуры, и задача родителей вводить в нее детей, «внедрять» ее в их жизнь. Существует много каналов такого «внедрения». Один их них - оснащение игры игрушками. Еще до рождения малыша родители по­купают первые игрушки-погремушки и мечтают о том времени, ко­гда порадуют ребенка куклой, мячом, велосипедом и т.д. Зачастую забота об игре ограничивается покупкой игрушек, и здесь родители нуждаются в квалифицированном совете, ибо, как метко подмечено народной мудростью, «игрушка - не балушка». На каждом возрас­тном этапе детства нужны свои игрушки, поскольку они призваны решать определенные задачи воспитания.

Далее необходимо раскрыть ребенку, что «закодировано» в той или иной игрушке: обучить игровым действия. В каком возрасте это целесообразно делать? Буквально с первых дней жизни, когда ребенку раскрывают игровые возможности погремушек, колоколь­чика (звенит!), шарика, подвешенного над кроваткой.

В семье есть возможность дать ребенку в дополнение к гото­вым игрушкам различные бытовые предметы, которые помогают реализации замысла игры, воплощению образа. Мамина блузка превращается в халат Айболита, а плед оказывается незаменимым для постройки «хижины», диванные подушки становятся «кроко­дилами», а кресло - прекрасный «космический корабль», «наблю­дательный пункт», «королевский трон». Задача родителей - со­действовать такому творческому «преобразованию» окружающей обстановки, наталкивать ребенка на возможные замещения, не выступать в роли «хранителя» раз и навсегда заведенного поряд­ка. И не следует сразу после окончания игры (в воображении ре­бенка она еще живет), немедленно все расставлять по местам. На­пример, Саша «плывет» в «пироге» (перевернутая скамейка) по Амазонке. Игра в полном разгаре, но пора ужинать, вся семья ждет. Мама предлагает «причалить» к берегу, где «у костра» го­тов ужин. И ребенок спокойно переключается на семейную трапе­зу, зная, что потом можно «доиграть», потому что «пирога», «крокодилы», «пираньи», все, что отражает полет фантазии и под­держивает ее, останется на месте.

Часто в процессе игры появляется потребность в предметах, ко­торые легко смастерить. И тут незаменима помощь взрослых. «Я -доктор, и мне нужны очки!»- заявляет Лиза и пытается «узур­пировать» бабушкины очки. «Стойте, стойте, доктор, - возражает бабушка. - Вам мои очки не подойдут: вы в них ничего не увидите. Как же будете лечить больных? Но я работаю в магазине «Оптика», где делают очки. Где у вас рецепт на очки?» Далее следует изготов­ление очков из картона. А Артем построил горную дорогу. Надо везти грузы в далекий аул. Папа пришел на помощь: «Надо сделать трайлер!» Но из чего? Мама подсказала: из футляра от зубной пас­ты. И закипела работа... Как сделать, чтобы колеса крутились, что­бы дверца в кабине открывалась?

Казалось бы, мелочь - помочь ребенку оснастить свою игру. А у родителей, думающих о развитии детей, это превращается в «школу» воспитания воображения, ума, смекалки, сотрудничества и многого другого. Но главное, родители демонстрируют уважение к игре ре­бенка, а, следовательно, и к нему самому, его увлечениям, интересам, переживаниям. И словом, и делом они укрепляют в сознании ребенка представление о том, что игра - это серьезно. А потом он перенесет серьезное отношение на другие виды деятельности.

Правда, во многих семьях достаточно распространенным явля­ется взгляд на детскую игру как на пустое занятие: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Отсюда - некорректные замеча­ния, требования, комментарии к детской игре: «Зачем перевернул стул? Ах, ему понадобилась пушка! И в кого же ты решил стрелять? Что-то я не вижу здесь неприятеля!». Родители часто не видят ни­чего зазорного в том, что резко вмешиваются в игру: «Хватит иг­рать! Сколько можно тебя ждать за столом?». А ведь игра ребен­ка - это деятельность не напоказ, дети не любят играть, если за ни­ми кто-то наблюдает. Поэтому дома дети облюбовывают для игры укромные уголки (за креслом, под столом, на подоконнике). Особым «гонениям» подвергается игра старших дошкольников: родителям хочется «заменить» ее занятиями, которые, с их точки зрения, готовят ребенка к школе. Подобное несправедливое отно­шение родителей к игре старших дошкольников - свидетельство недопонимания ими ее места в формировании таких ценных ка­честв, от которых напрямую зависят будущие успехи в школе.

Какие виды игры в наибольшей степени можно считать домаш­ними? Бесспорно, что все виды должны занимать достойное место в семейном воспитании, ибо каждая их них обладает своим преимуще­ством в развитии у детей тех или иных ценных качеств и свойств. Вот, например, игры с конструктивным материалом. Какой простор для развития мышления, пространственного воображения, творчест­ва они представляют! Однако в семье конструкторы покупают пре­имущественно мальчикам, ограничиваются каким-то одним типом конструктивного материала, не обучают детей техническим умениям, без чего поделки бедны по замыслу и воплощению. Подбирая ребенку настолько-печатные игры, необходимо заду­мываться о разнообразии их типов. Овладев умениями, заложенны­ми в определенном типе игры (лото, гусек, разрезные картинки, до­мино), ребенок легко перенесет их на аналогичный, даже если игра будет иного содержания. Научить ребенка навыкам разных типов игр - задача родителей, являющихся «первыми учителями» малыша. Многие настольно-печатные игры требуют партнера (партнеров), в таком качестве сначала выступают родители. Научившись играть с родителями, ребенок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. А это поднимает его статус как в собственных гла­зах, так и среди сверстников. Но способы взаимодействия, которые он перенесет на самостоятельные игры с другими детьми, зависят от того, как вели себя взрослые, играя с ребенком. А именно: как вво­дили ребенка в игру, как учили соблюдать правила, выигрывать и проигрывать. И здесь перед родителями встает вечная дилемма: под даваться ребенку или играть серьезно, на равных? Ответ может быть один: только на равных, но естественно, страхуя ребенка на первых порах от «зевков», неправильных действий. А потом - все по спра­ведливости, не уступая ребенку первый ход, а используя жеребьевку, считалку. Выигрыш - радость для ребенка, она тем сильнее, чем труднее была победа. Но жизнь не строится на одних удачах. На­стольно-печатные игры, как и другие игры с правилами, учат ребен­ка достойно принимать поражение, тем более что остается надежда выиграть в следующий раз.

Включение игры в канву семейной жизни служит оптимизации эмоциональных взаимоотношений в семье. Широкий простор в этом плане дают народные игры. Будучи богатыми по содержанию, формам, построению, разнообразию действий играющих, они легко могут быть использованы в самых различных ситуациях, без привязки к определенным месту и средствам. Народными играми можно «скрасить» многие малопривлекательные моменты в жизни ребенка (ожидание приема у врача, длительная дорога, постельный режим при болезни). Преодолению эмоциональной отчужденности между родителями и ребенком помогают театрализованные игры.

 

Итак, родителям необходимо играть с ребенком. Без этого он не сможет полноценно овладеть игровой деятельностью, а будет толь­ко манипулировать игрушками. Но, обратите внимание, нужно именно играть, а не включаться в игру по родительскому долгу. Не снисходить до детской игры, не ставить условий (например, «поиграю только 10 минут»), а входить в замысел ребенка, тактич­но направлять его, перевоплощаться в образ, в общем - играть на равных, как того требуют партнерские отношения. Ребенок очень ценит, когда взрослый соглашается играть с ним, отложив свои серьезные дела. Он интуитивно понимает, что к нему отнеслись как к равному, значимому: не пожалели своего «взрослого» времени. Это поднимает его в собственных глазах. И конечно, наполняет сердце любовью к родителям.

Просмотров: 552 | Добавил: Julija | Рейтинг: 0.0/0