17:19 Педагогический брифинг "Интеллектуальная готовность ребёнка к школе" | |
Цель брифинга: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе, повышения их компетенции. Задачи: • Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе. • Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах. • Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе. Предварительная работа: анкетирование на тему «Готов ли ваш ребенок к школе». Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. За несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми. Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребёнка должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение. Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему трудно будет выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. На собеседовании психолога с ребёнком, при поступлении его в школу, обязательно проводится исследование основных психических процессов, которые являются психологической базой речи: внимание, восприятие, память, мышление и воображение. 1. Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, он быстро отвлекается, не может сосредоточиться на чём-то одном. Свойства внимания: концентрация, объём, распределение, переключение, устойчивость можно тренировать и развивать. Ниже представлены несколько тестовых заданий и упражнений (родителям демонстрируется комплект диагностических карт для обследования и развития психических познавательных процессов): 1. упражнения «Лабиринт» (тест «переплетённые линии»), «Построй дорожку» (по набору Фрёбеля), «Дорисуй» (S- тест); 4. корректурные пробы (таблицы с буквами, цифрами). 2. Восприятие - различение детьми цветов, геометрических форм, ориентация в пространстве (право, лево, середина, во времени (время года, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда, вчера, позавчера, сегодня и т. д.). Задания: 1. тест-упражнение «Что забыл нарисовать художник?»; 2. упражнения: «Залатай коврик», «Почини сапожки», «Собери бусы», «Найди одинаковые предметы», «Найди различия» (по набору Фрёбеля); 3. упражнение «Разрезные картинки»; 4. графический диктант (по клеточкам). 3. Мышление. Уже в дошкольном возрасте у ребёнка развиваются такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Задания: 1. упражнения «Найди лишнюю фигуру», «Раздели на группы», «Сравни предметы»(по набору Фрёбеля); 2. игры «Скажи наоборот»,«Бывает – не бывает», «Что сначала, что потом» (по предметным, сюжетным картинкам),«Найди недостающий предмет»; 2. отгадывание загадок, объяснение смысла пословиц и поговорок. 4. Память - способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребёнка. Память может быть кратковременная, долговременная, зрительная, слуховая, эмоциональная. Задания: 1. тест-упражнение «Картинки». Показать ребёнку по очереди 10 картинок со знакомыми предметами. Потом ребёнок должен воспроизвести названия картинок. Обычно ребёнок 6-7 лет воспроизводит 7-8 предметов из 10; 2. тесты «Запомни слова» (10 слов: стол, часы, конь и т. д.),«Запомни фразы»; 3. игры: «Я – фотоаппарат», «Шерлок Холмс», «Разведчик», «Парочки». 3. Креативность - способность к творчеству, поиску нетрадиционных способов решения задач. Задания: 1. тест-упражнение «Вербальная (словесная) фантазия». Ребёнок должен придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе или о чём-то другом и изложить его устно в течение 5 минут. Оценивается: креативность, скорость воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии; 2. тест «Невербальная фантазия» (рисунок); 3. игры: «Пантомима», «Я – актёр». Игра с родителями «Фотографическая память» Желаем вам успеха! | |
|