08:42
"Синквейн" для развития речи старших дошкольников

инквейн в переводе с франзузского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси. Такое понятие, как синквейн, она создала, вдохновившись короткими японскими стихами - хоку. Хоку - жанр японской поэтической миниатюры, как правило, короткий стих из трех строчек. Например:

С ветки на ветки

Тихо стекают капли.

Дождик весенний.

Синквейн - это тоже своего рода стихотворение, только стихотворение это - нерифмованное. Проще говоря, синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

В нашей современной работе синквейн является одной из инновационных технологий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Таким образом, можно сказать, что технология синквейна носит характер комплексного воздействия на ребенка (одновременно развивает речь, память, внимание, мышление).

Простой пример синквейна - объяснить детям, что такое дом.

Дом

Высокий, многоэтажный

Защищает, греет, охраняет

Крыша над головой

Моя крепость.

Традиционно синквейн состоит из пяти строк:

1.Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное или местоимение, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? что?

2.Вторая строка - два слова (или словосочетание), которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия или прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающие тему синквейна.

3.Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий (иногда это могут быть словосочетания), описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? что делают?

4.Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

5.Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говорится в данном синквейне, и мнение автора об этом. 

Чтобы детям было проще запомнить, какие слова должны быть в каждой из строк, им предлагаются схемы или алгоритмы составления синквейнов. Зачастую, такие схемы делают в виде елочки, каждый ярус которой схематически изображает необходимое слово. Такая наглядность позволяет детям быстрее запомнить правила составления синквейна.

Однако, с детьми дошкольного возраста такое строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы ясно, связно и грамматически точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому, работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. 

Результатом использования технологии синквейн является хорошо развитая речь детей, расширение словарного запаса, развитие мышления и формирование уверенности в своих силах. С помощью синквейна любой ребенок может реализовать свои творческие и интеллектуальные способности. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.

Категория: Речевое развитие | Просмотров: 147 | Добавил: Julija | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: