08:42 Использование мнемотаблиц для речевого развития |
Развитие речи детей – один из важнейших этапов на пути их общего гармоничного развития. Для этого существует немало различных методик. Одна их самых популярных сегодня – использование мнемотаблиц для развития связной речи. Что это за метод? У современных детей в силу их погружения в мир компьютерной техники и занятости родителей наблюдается немало речевых проблем: неумение использовать в речи сложноподчиненные, длинные предложения; отсутствие навыка формулировать мысли; бедный словарный запас, использование в речи нелитературной лексики, сокращений; неумение формулировать вопросы и ответы; плохая дикция; неумение строить утверждения и делать выводы. Использование мнемотехники позволяет эффективно исправлять эти недостатки, делать речь малышей богатой и красивой. Кроме того, она помогает развитию:
Мнемотехника, или техника запоминания, представляет собой цельную систему методов, которые направлены на максимальное запоминание и воспроизведение изучаемых материалов. Она основана на визуальном восприятии и дальнейшем воспроизведении информации при помощи определенных изображений (подробнее об этом – здесь). При составлении мнемотаблиц для развития речи для конкретного слова используется соответствующая картинка. Изучая предложенные ему изображения, малыш может легко запомнить и воспроизвести нужный текст. При этом информация привязывается не только к самой картинке, но и к ощущениям, которые с ней ассоциируются (цвет, размер, вкус, запах). Все эти ощущения объединяются в ассоциативный ряд, создавая сложные связи между нервными клетками, что способствует запоминанию и воспроизведению информации. Другими словами, мнемотаблица – это определенная, конкретная схема, выступающая в роли наглядного пособия и передающая нужную информацию. ОТ КАРТОЧКИ К ТАБЛИЦЕ Данная техника по развитию речи, как уже говорилось, используется с 3–4 лет. Это младшая группа в детском саду и начальная ступень работы. На этом этапе используются мнемоквадраты – яркие, красочные изображения конкретных предметов. Сначала педагог просто показывает карточку и называет предмет («Это дерево»), предлагая детям повторить слово. Через какое-то время слово получает определение в виде прилагательного («Дерево ветвистое»), затем – действия («Дерево шумит»). В 4–5 лет ребенка можно знакомить с мнемодорожками – цепочками из 3–4 мнемоквадратов, объединенных по смыслу. Это поможет развивать словарный запас, знакомить детей с разными частями речи, учить построению грамотных, связных предложений. При этом сначала изучают каждую картинку отдельно: кто это? Где живет? Что любит есть? Кого боится? После этого квадраты объединяют в последовательную дорожку, чтобы получился небольшой рассказ: «Это мышь, она живет в норе. Мышь любит есть сыр. Боится кошку». Сначала текст произносит педагог, затем – дети. По мере того как дети усваивают работу по картинкам, их можно постепенно заменять на условные, схематичные изображения, при помощи которых ребенок сможет рассказать о предмете, его размерах, цвете, форме, других отличительных чертах, опираясь на символы, а не на готовые картинки. Это сложнее, поэтому переходить на этот этап нужно только после того, как дошкольники будут свободно оперировать полноценными рисунками. Однако полностью на графику можно будет перейти к старшему дошкольному возрасту, а пока достаточно сделать это частично – оставив в таблицах и яркие картинки. Иначе в этом возрасте дети могут быстро потерять интерес к изучению схем. Очень часто мнемодорожки используют для изучения признаков предметов. Поэтому основное внимание уделяется цвету, форме, текстуре, размеру, вкусу, пользе конкретных предметов. Также можно изучать отдельные части предметов (из чего состоит машина?), их предназначение (для чего нужна печка?). Мнемотаблицы для развития речи начинают использовать в 5–6 лет (в старшей группе детского сада). Сейчас ребенок уже может выделять у предмета существенные признаки, анализировать, строить логические умозаключения. При этом для составления мнемотаблиц более широко используются условные обозначения и символы. Состоит такая таблица из нескольких квадратов, расположенных не линейно, а уже в несколько рядов (оптимально – 2–3 квадрата в 3 ряда, то есть не более 9 квадратов в одной таблице). Начинают с самых простых таблиц – 2 на 2 квадрата, – постепенно увеличивая число строк и столбцов. Это способствует овладению навыком составления последовательного рассказа-описания. Работа с мнемотаблицами строится в несколько этапов:
Картинки таких таблиц могут отвечать, например, на такие вопросы: что это, какого оно цвета, какой формы, какой вкус у этого предмета, где это растет, какое это на ощупь, что из этого можно приготовить, для чего использовать? Мнемотаблицы для дошкольников могут иметь разные виды:
Составляя мнемотаблицы для детей, старайтесь охватывать максимально разнообразные тематики. Это позволит расширить кругозор малыша, лексический и понятийный запас, не даст ему скучать, «топчась» на одной и той же теме. ГЛАВНОЕ – ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОЦЕСС Проводить такие занятия по развитию речи дошкольников вполне можно и в домашних условиях. Первое, о чем нужно помнить, – работа должна строиться последовательно: сначала осваиваем отдельные карточки, затем объединяем их в дорожки и только после этого переходим к простейшим таблицам, постепенно увеличивая количество рядов и столбцов. Ведь сразу ребенку в любом возрасте довольно сложно сориентироваться в такой «мудреной» методике. А это может раз и навсегда оттолкнуть малыша от всех этих таблиц и от учебы вообще. Чтобы заинтересовать своего ребенка работой по таким карточкам и получить нужный результат, важно знать следующее:
Сделать мнемотаблицу самостоятельно не так сложно. Для этого перечитайте текст, останавливая внимание на самых важных моментах, которые нужно будет отобразить с помощью картинок. Расчертите таблицу на квадраты в зависимости от сложности текста и возраста малыша. Нарисуйте (или подберите готовые) картинки, иллюстрирующие ключевые моменты. Определите, какие слова будут непонятны ребенку, чтобы объяснить их значение перед началом работы. Систематические игровые занятия по такой системе обязательно дадут результат. Ребенок научится связно, красиво говорить, спрашивать, отвечать, делать выводы, поддерживать беседу. Он незаметно для себя разовьет память, обогатит словарный запас, научится мыслить и выражаться логически. Все это – хороший фундамент для последующей учебы. Источник: https://razvivashka.online/metodiki/mnemotablitsy-dlya-razvitiya-rechi |
|
Всего комментариев: 0 | |