23:16 Семинар-практикум "Развитие речевого дыхания" | |
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. - Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным. - При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. - Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. - При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. - При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются: 1. вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, используя специальные игровые упражнения; 2. путем подражания речи взрослого, воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе. Уважаемые родители! При всех этих забавах ребенок непроизвольно учиться делать вдох через нос и выдох через рот. А как интересно сделать игры для развития выдоха своими руками. Сезонные игрушки: зимой - снежки, прикрепленные ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесемочках над вырезанными из бумаги цветами; легкие птички, летающие над облачками из ваты. Для мальчиков - вертолетики и самолетики. А для девочек - улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как все интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться - ведь сделана она руками домашних. Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведете ребенка к осознанию акта дыхания. Дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать: а. вдох и выдох через нос; Такую игру мы называем "Осенний туман". А еще интересно "тянуть" гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЭ, ЭАУ, УОА и другие. Только не забывайте напоминать ребенку, сделать вдох носом и начинать "пение" на выдохе. Следите, чтобы ребенок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи.
| |
|